Задачи самаркандского купца.
Один самаркандский купец решил для перевозки своих товаров использовать воздушный шар. "Я получу 100, нет 1000 литров водорода, и мне не нужны будут больше верблюды!" - мечтал он.
Задача 1. Для получения водорода купец решил
использовать цинк и серную кислоту. Напишите уравнение реакции. Какие
массы цинка и серной кислоты потребуются купцу для получения 1000
литров водорода (н.у.)? (5 баллов)
Задача 2. Сколько литровых кувшинчиков купцу
надо приготовить для "купоросного масла" (так называли
концентрированную серную кислоту), если массовая доля кислоты в этом
"масле" 96%, а его плотность 1,84 г/мл? (4 балла)
Задача 3. Сколько воды потребуется добавить на
каждые 100 г "купоросного масла", чтобы из концентрированной кислоты
получился 20%-ный раствор? (5 баллов)
Задача 4. Как, по вашему, лучше купцу получать
водород: добавлять цинк в концентрированную кислоту, или, сначала
разбавить концентрированную кислоту водой и затем добавлять цинк?
Объясните свой выбор. (4 балла)
Задача 5. Если придется готовить раствор, что
вы посоветуете купцу: приливать купоросное масло в кувшин с водой, или
сначала налить в кувшин "купоросное масло", затем лить туда воду?
Почему? (4 балла)
Задача 6.
Чему будет равна масса воздушного шара, заполненного водородом, если
оболочка шара и корзина для товаров весят 100 кг? (4 балла)
Задача 7. Оправдаются ли надежды купца? Сможет
ли этот воздушный шар заменить верблюда, если верблюд может нести 300 -
400 кг товара (надеемся, что вы, в отличие от купца, знаете закон
Архимеда)? (4 балла) Задачи бухарского эмира.
Бухарскому эмиру откуда-то стало известно, что для
сгорания 1 г угля требуется 2,67 г кислорода, а для сгорания 1 г
фосфора всего 1,29 г кислорода. Сильно удивившись, эмир вызвал
придворного мудреца и приказал за три дня и три ночи найти объяснение
такому неравноправию. Третий день подходил к концу, эмир уже о чем-то
советовался со своим палачом, а мудрец никак не мог найти ответ! Ведь
он ничего не знал ни об атомах, ни об их строении!
Задача 8. Рассчитайте, сколько атомов углерода и сколько атомов фосфора содержится в их образцах массой 1 г. (4 балла)
Задача 9. Используя указанные массы кислорода,
определите, сколько атомов кислорода приходится на один атом углерода и
на один атом фосфора в продуктах их сгорания. (4 балла)
Задача 10. Напишите уравнения реакций
взаимодействия углерода и фосфора с кислородом и укажите современные
названия продуктов реакций. (4 балла)
Задача 11. Опишите строение атомов углерода и фосфора. (4 балла)
Задача 12. Используя особенности строения
атомов, объясните, почему углерод и фосфор взаимодействуют с разным
количеством кислорода. (4 балла)
|